муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №32 Белоглинского района» , 6 класс
Сказка-ложь, да в ней намёк,
добрым молодцам урок.
А.С. Пушкин
Абсолютно
каждый человек, находясь в раннем детстве, слушал сказки. Их чаще всего рассказывают
теперь (в последнее столетие) детям. Долгие века народные сказки играли в жизни
человека такую же роль, как в наше время книги, журналы, газеты, телевидение,
радио, интернет и другие распространенные источники информации..
Русские
народные сказки очень разнообразны, каждая сказка выделяется особым
содержанием, своим стилем и представленными в ней образами.
Чтение текстов народных сказок приносит много
новых, добрых знаний и доставляет много положительных эмоций.
Сказки — это занимательные рассказы о
необыкновенных, вымышленных, волшебных историях, событиях, приключениях людей,
зверей, предметов.
Слово
«сказка» впервые встречается в семнадцатом веке в качестве термина,
обозначающего
те виды устной прозы, для которых в первую очередь характерен
поэтический
вымысел. До середины девятнадцатого века в сказках видели «одну
забаву»,
достойную низших слоев общества или детей, поэтому сказки,
публиковавшиеся
в это время для широкой публики, часто переделывались и переиначивались
согласно вкусам издателей.
Объект моего исследования – сказки. Предмет исследования –
происхождение, группы сказок , характерные особенности каждой группы. Моё
исследование состоит из4 этапов.
Моя задача раскрыть роль сказок, отражающихмировоззрение народа, его помыслы и желания
на разных этапах его развития..
Я выбрал именно эту тему, потому
чтохочу доказать, как важно знание
сказок , так как сказки - это настоящая бытовая энциклопедия прошлого,
настоящего, и даже, возможно, будущего. А чтение текстов народных сказок приносит
много новых, добрых знаний и доставляет обилие положительных эмоций.
Группы сказок
В
поэтическом творчествеможно выделить
наиболее характерные группы сказок – это сказки о животных, волшебные и
бытовые. Каждый тип сказки имеет особую морфологическую структуру.
Сказки о животных
Сказками о животных называются такие, в которых действующими
лицами являются дикие звери, реже - домашние животные. Эти сказки должны были
возникнуть в ту эпоху, когда основные занятия заставляли человека часто
сталкиваться со зверями, т.е. в эпоху звероловства и скотоводства. В эту эпоху
борьба со зверями была очень опасна, вследствие плохого вооружения человека;
человек казался самому себе слабым сравнительно с целым рядом хищных зверей;
наоборот, многие звери должны были представляться ему необыкновенно могучими.
Людиприписывали зверям человеческие
свойства даже в преувеличенных размерах: крик зверя или птицы был человеку
непонятен, но человеческая речь зверям и птицам понятна; зверь и птица знают
больше, чем человек, и понимают стремления человека. В эту эпоху возникло
убеждение в возможности превращения в зверя и обратно. Рост человеческого
могущества должен был постепенно ослаблять эти взгляды и убеждения, и это
должно было отразиться на содержании сказок о животных.
Главными действующими лицами русских сказок являются лиса, волк,
медведь, заяц, коза и козел, бык, лошадь, собака, ворон, петух. Чаще всего в
сказках о животных встречаются лиса и волк. Объясняется это тем, что,
во-первых, с ними человеку чаще всего приходилось сталкиваться в хозяйственной
деятельности; во-вторых, эти звери по величине и силе занимают в животном
царстве середину; наконец, в третьих, благодаря предыдущим двум причинам, с
ними человек имел возможность очень близко познакомиться. Лисапредставляется зверем пронырливым, коварным,
хитрым, своей хитростью берущим перевес над другими зверями, более сильными,
чем она - над волком и медведем. Всказках лиса носит ряд прозвищ: кума-лиса, лисичка-сестричка,
лиса-Патрикеевна, Лизавета Ивановна и т.д.
Волк выступает уже с иными чертами: он зол, жаден, прожорлив, но глуп и
недогадлив; лиса часто подшучивает над ним и проводит его, но волк всякий раз
снова дается ей в обман.
И волк и лиса выступают в сказках с резко определенными чертами. Гораздо
менее определенным образом является медведь: отличительная черта его -
недогадливость.
Сказки о животных, несложные по своей
композиции, тяготеют к диалогу, который зачастую дается в песенно-стихотворной
форме. Много русских народных сказок о животных были обработаны для детского
возраста Алексеем Николаевичем Толстым.
Волшебные сказки
Волшебные сказки первоначально были
связаны с мифами и имели магическое значение, были своего рода заклинаниями. С
течением времени в них сохранились лишь отдельные элементы мифологического
мышления. Мораль волшебной сказки определяется представлениями народа о добре и
зле, его оптимизмом, народными идеалами, стремлением к счастью. Эти
представления воплощаются в образах положительных героев, неизменно выходящих
победителями в борьбе против носителей зла и несправедливости. Мировое
распространение получили волшебные сказки о змееборстве (в русских сказках это
Чудо-Юдо, змей многоголовый) – далее в скобках некоторые русские народные
сказки о чудесной жене (Елена Премудрая, Царевна-лягушка), о мачехе и падчерице
(Мороз Иванович, Золотой башмачок, Хаврошечка), о добывании чудесных предметов
(Волшебное кольцо, Чудесная Рубашка) и приключениях людей у людоеда (Лихо
одноглазое).
Волшебные сказки народов отличаются
богатым словесным орнаментом, им свойственны затейливые присказки и концовки,
сказочные формулы, многочисленные повторы.
Бытовые сказки
Бытовые сказки, по композиции, в
большинстве случаев близки к анекдоту, в них присутствует бытовой юмор, т.е.
смешные и анекдотичные ситуации, взятые из жизни, также они отличаются острой
социальной направленностью (бедные шутят над богатыми и т.п.).Героями в бытовых
сказках обычно выступают: бедные крестьяне, наемные работники (батраки),
солдаты в привычной для этих категорий людей стандартной жизненной обстановке
(служба, пашня, стройка, конюшня, гарнизон и т.д.).Как отдельный подраздел
народных русских бытовых сказок можно при особом желании выделить сатирические
сказки, в которых высмеивается барин, барыня, поп, дьякон (Барин и плотник;
Барин и собака; сказка Барин и мужик; Барин лает в церкви; Добрый поп; Как поп
работницу нанимал; Мужик и поп) и т.п. Положительный персонаж бытовой сказки,
равно как и волшебной (авантюрной) всегда остается победителем в описываемых в
сказке обстоятельствах, и в очередной раз доказывает всем известное
утверждение-поговорку, что голь на выдумку хитра.
Бытовые сказкиделятся на два разряда: к первому принадлежат
сказки, в которых есть следы мифических или вообще древних воззрений; ко
второму относятся сказки, в которых есть следы христианских воззрений и которые
по своему происхождению относятся к более поздней эпохе. Бытовые сказки
включают в себя следующие темы: брак близких родных, падчерица и мачеха,
младший брат и старшие братья, о правде и кривде, и т.д.Сказки со следами
мифических представлений это те, в которых изображается борьба светлого
божества с темными, иначе говоря, смена времен года, дня и ночи с анимистической
точки зрения.В некоторых сказках этого разряда прямо идет речь о силах природы,
так как они называются собственными именами. В сказке об Иване Белом Ветер,
Дождь и Гром женятся на трех сестрах-царевнах; брата их царевича они учат
разным мудростям: Гром учит его грохотать, Дождь - лить потоки и топить города
и села, Ветер - дуть; в сказке о Федоре Тугарине рассказывается о том, как
Ветер, Дождь и Гром сватаются за красавиц и уносят их с собой. В других сказках
герои и героини изображаются с солнцем, месяцем или звездами на голове, лице и
на лбу: это указывает на связь этих образов с небесными светилами.Но
обыкновенно в сказках с мифическим содержанием борьба светлого божества с
темными изображается при помощи фантастических образов. Замирание природы
осенью и зимой представляется в образе похищения красавицы какими-нибудь
чудовищами, драконами, или в образе усыпления, окамениния, околдования
красавицы. Туманы и тучи, закрывающие солнце и препятствующие его благотворному
воздействию на земную красавицу-природу, олицетворяются в образе Змея; стужа и
холод представлены в образах Мороза или, чаще, Кащея-бессмертного, а зима,
заставляющая всю природу окостенеть, в образе Бабы-яги костяной ноги. Герои
этих сказок ставят себе целью возвращение похищенных красавиц или их оживление,
если они окаменели, уснули и т.д., т.е. оживление природы. Эта цель достигается
при помощи особых диковинных предметов или существ: так, в сказках упоминаются
такие предметы, как золотые яблоки, конь златогривый, олень-золотые рога,
свинка-золотая щетинка, жар-птица, которые, по-видимому, намекают на золотые
лучи солнца; другой разряд диковинок, упоминаемые в сказках, как, напр.,
сапоги-скороходы, ковер-самолет, вероятно, означает ветер или быстро несущиеся
тучи; мертвая и живая вода, оживляющая мертвых, - это роса, весенние и летние
дожди, оживляющие природу; скатерть-самобранка - это образ обилия, наступающего
в природе весной и летом.
В сказках с мифическим содержанием главными представителями темных сил
являются: 1) Баба-яга и 2) Кащей-бессметртный.
Баба-яга изображается в наших сказках
двояко: или как злое существо, как людоедка, или, чаще, как помощница герою.
Баба-яга костяная нога живет на севере
среди свирепых морозов; она смугла, глаза ее, как уголья; когда она несется,
земля трясется; едет она на железной ступе, которую она погоняет железным
толкачем, помелом след заметает. Охотника Баба-яга превращает в камень. Она
живет в лесу или в избушке на курьей ножке, причем избушка может по слову героя
поворачиваться к лесу задом, а к нему передом; или она живет в тереме,
огороженном тыном, с воткнутыми на нем человеческими головами; вместо дверей у
ворот - ноги человеческие, вместо запоров - руки, вместо замков - рот с острыми
зубами: это - женихи, сватавшиеся за дочерей Бабы-яги и павшие жертвой ее
людоедства. У себя Баба-яга или лежит или прядет шерсть; она владеет ветрами и
чудными конями.
Баба-яга - вещая ведьма: она знает
прошедшее и будущее, она обладает способностью производить чары. Она знает, где
скрыты красавицы, которых ищут герои сказок, как достать те диковинки, которые
им нужны. Во многих сказках она дает герою советы и прямо помогает ему.
Баба-яга дает герою клубочек, который может докатиться, если его бросить, до
того места, которое герою нужно; иногда, при помощи этого клубочка, можно
спастись от преследования врага: если его бросить, он превращается в огромную
гору, мешающую врагу догнать героя. Кроме клубка Баба-яга иногда снабжает героя
полотенцем, гребнем и щеткой; если по дороге бросить полотенце, то образуется
быстрая, глубокая река; гребень может превратиться в непроходимый дремучий лес,
щетка - в огненную реку. Иногда эти предметы служат герою для защиты от самой
Бабы-яги.
Образ Бабы-яги встречается и в сказках других народов: у тюрков ей
соответствует Шамус-баба, у литовцев - Лаума. Шамус-баба представляется с
веревкой из сухих жил, с железным молотком и железными клещами; Лаума ездит в
железной тележке с проволочным кнутом. Обе эти старухи изображены людоедками:
из трех героев сказки двух она съедает, причем из их спин она вырезывает себе
ремни.
Кащей-бессмертный - образ чудовища, похищающего красавицу. Герой сказки
пытается освободить ее и часто гибнет. Иногда с помощью самой красавицы герою
удается узнать, как можно погубить Кащея-бессмертного; оказывается, на
море-океане находится остров, на острове растет дуб, под дубом зарыт сундук, в
сундуке находится заяц, в зайце - утка, в утке - яйцо, а в яйце заключается
смерть Кащея. Герой добывает яйцо, приходит к Кащею, ударяет его яйцом в лоб, и
Кащей умирает. Яйцо, как символ жизни, играет важную роль у тюрко-финских
народов. Так, у чуваш, когда умирает человек, разбивают сырое куриное яйцо.
По-видимому, образ яйца, в котором заключается душа Кащея, а затем и само имя
Кащей навеяны отношениями русских к племенам тюрко-монгольским.
Сюжет, связанный с образом Кащея-бессмертного, - один из древнейших. В
египетской сказке о двух братьях, Анупу и Битью, записанной за 14 веков до Р.Х.
для сына фараона Менефта, рассказывается, что сердце Битью было скрыто в цветке
акации. Такой же мотив разрабатывается в сказках индийских, кавказских,
немецких, норвежских, зулусских, и т.д.
Из сюжетов, разработанных сказками с мифическим содержанием, наиболее
интересны следующие: 1) борьба со змеем, 2) превращение людей: царевна-Лягушка,
сестра Аленушка и братец Иванушка, и т.д., 3) выполнение трудных задач: герои
должны добыть красавиц, чудесные предметы, построить в одну ночь дворцы и сады
и т.д. В этом им помогают жена, мать, девушка фразой "утро вечера мудрее:
ложись спать, - все будет исполнено".
Заключение
Таким образом, читая сказки, мы
развиваем свой внутренний мир ,учимся упорству, терпению, умению ставить цели и
идти к ним. Сказка развивают творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие.
Я провёл опрос учащихся нашей школы
по следующим вопросам:
- Любите ли вы сказки?
- Читаете ли вы сказки?
- Делаете ли вы иллюстрации,
поделки по прочитанным сказкам?
Итоги таковы:
Классы
Вопрос
Ответили «Да»
Вопрос
Ответили «Да»
Вопрос
Ответили «Да»
1-4
1
100 %
2
100 %
3
70 %
5-8
1
100 %
2
91%
3
34%
9-11
1
100 %
2
75 %
3
8%
Хоть интерес к сказкам и ослабевает
с годами, но я думаю, что в душе каждый в той или иной ситуации сравнивает себя
со сказочными персонажами, надеется на чудо.