Персональный сайт Оберной Натальи
 Ведь если звёзды зажигают -
значит-это кому-то нужно?..
.
          
                      В.В.Маяковский

Каталог файлов
Главная » Файлы » Работы учащихся » Исследовательские работы

Происхождение и группы сказок
[ Скачать с сервера (166.9 Kb) ] 24.04.2011, 23:15

Судьба сказки так же интересна , как и судьба человека

Чернов Сергей Владимирович

Россия, Краснодарский край, Белоглинский  район, станица Успенская,

 муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №32 Белоглинского района» , 6 класс

                                                                                           Сказка-ложь, да в ней намёк,

добрым молодцам урок.

А.С. Пушкин

Абсолютно каждый человек, находясь в раннем детстве, слушал сказки. Их чаще всего рассказывают теперь (в последнее столетие) детям. Долгие века народные сказки играли в жизни человека такую же роль, как в наше время книги, журналы, газеты, телевидение, радио, интернет и другие распространенные источники информации..

Русские народные сказки очень разнообразны, каждая сказка выделяется особым содержанием, своим стилем и представленными в ней образами.

 Чтение текстов народных сказок приносит много новых, добрых знаний и доставляет много положительных эмоций.

Сказки — это занимательные рассказы о необыкновенных, вымышленных, волшебных историях, событиях, приключениях людей, зверей, предметов.

Слово «сказка» впервые встречается в семнадцатом веке в качестве термина,

обозначающего те виды устной прозы, для которых в первую очередь характерен

поэтический вымысел. До середины девятнадцатого века в сказках видели «одну

забаву», достойную низших слоев общества или детей, поэтому сказки,

публиковавшиеся в это время для широкой публики, часто переделывались и переиначивались согласно вкусам издателей.

Объект моего исследования – сказки. Предмет исследования – происхождение, группы сказок , характерные особенности каждой группы. Моё исследование состоит из    4 этапов.

Моя задача раскрыть роль сказок, отражающих  мировоззрение народа, его помыслы и желания на разных этапах его развития..

     Я выбрал именно эту тему, потому что  хочу доказать, как важно знание сказок , так как сказки - это настоящая бытовая энциклопедия прошлого, настоящего, и даже, возможно, будущего. А чтение текстов народных сказок приносит много новых, добрых знаний и доставляет обилие  положительных эмоций.

                                     

 

                                          Группы сказок

В поэтическом творчестве  можно выделить наиболее характерные группы сказок – это сказки о животных, волшебные и бытовые. Каждый тип сказки имеет особую морфологическую структуру.

Сказки о животных

      Сказками о животных  называются такие, в которых действующими лицами являются дикие звери, реже - домашние животные. Эти сказки должны были возникнуть в ту эпоху, когда основные занятия заставляли человека часто сталкиваться со зверями, т.е. в эпоху звероловства и скотоводства. В эту эпоху борьба со зверями была очень опасна, вследствие плохого вооружения человека; человек казался самому себе слабым сравнительно с целым рядом хищных зверей; наоборот, многие звери должны были представляться ему необыкновенно могучими. Люди  приписывали зверям человеческие свойства даже в преувеличенных размерах: крик зверя или птицы был человеку непонятен, но человеческая речь зверям и птицам понятна; зверь и птица знают больше, чем человек, и понимают стремления человека. В эту эпоху возникло убеждение в возможности превращения в зверя и обратно. Рост человеческого могущества должен был постепенно ослаблять эти взгляды и убеждения, и это должно было отразиться на содержании сказок о животных.

     Главными действующими лицами русских сказок являются лиса, волк, медведь, заяц, коза и козел, бык, лошадь, собака, ворон, петух. Чаще всего в сказках о животных встречаются лиса и волк. Объясняется это тем, что, во-первых, с ними человеку чаще всего приходилось сталкиваться в хозяйственной деятельности; во-вторых, эти звери по величине и силе занимают в животном царстве середину; наконец, в третьих, благодаря предыдущим двум причинам, с ними человек имел возможность очень близко познакомиться. Лиса  представляется зверем пронырливым, коварным, хитрым, своей хитростью берущим перевес над другими зверями, более сильными, чем она - над волком и медведем. В  сказках лиса носит ряд прозвищ: кума-лиса, лисичка-сестричка, лиса-Патрикеевна, Лизавета Ивановна и т.д.

     Волк выступает уже с иными чертами: он зол, жаден, прожорлив, но глуп и недогадлив; лиса часто подшучивает над ним и проводит его, но волк всякий раз снова дается ей в обман.

     И волк и лиса выступают в сказках с резко определенными чертами. Гораздо менее определенным образом является медведь: отличительная черта его - недогадливость.

 Сказки о животных, несложные по своей композиции, тяготеют к диалогу, который зачастую дается в песенно-стихотворной форме. Много русских народных сказок о животных были обработаны для детского возраста Алексеем Николаевичем Толстым.

Волшебные сказки

Волшебные сказки первоначально были связаны с мифами и имели магическое значение, были своего рода заклинаниями. С течением времени в них сохранились лишь отдельные элементы мифологического мышления. Мораль волшебной сказки определяется представлениями народа о добре и зле, его оптимизмом, народными идеалами, стремлением к счастью. Эти представления воплощаются в образах положительных героев, неизменно выходящих победителями в борьбе против носителей зла и несправедливости. Мировое распространение получили волшебные сказки о змееборстве (в русских сказках это Чудо-Юдо, змей многоголовый) – далее в скобках некоторые русские народные сказки о чудесной жене (Елена Премудрая, Царевна-лягушка), о мачехе и падчерице (Мороз Иванович, Золотой башмачок, Хаврошечка), о добывании чудесных предметов (Волшебное кольцо, Чудесная Рубашка) и приключениях людей у людоеда (Лихо одноглазое).

Волшебные сказки народов отличаются богатым словесным орнаментом, им свойственны затейливые присказки и концовки, сказочные формулы, многочисленные повторы.

Бытовые сказки

Бытовые сказки, по композиции, в большинстве случаев близки к анекдоту, в них присутствует бытовой юмор, т.е. смешные и анекдотичные ситуации, взятые из жизни, также они отличаются острой социальной направленностью (бедные шутят над богатыми и т.п.).Героями в бытовых сказках обычно выступают: бедные крестьяне, наемные работники (батраки), солдаты в привычной для этих категорий людей стандартной жизненной обстановке (служба, пашня, стройка, конюшня, гарнизон и т.д.).Как отдельный подраздел народных русских бытовых сказок можно при особом желании выделить сатирические сказки, в которых высмеивается барин, барыня, поп, дьякон (Барин и плотник; Барин и собака; сказка Барин и мужик; Барин лает в церкви; Добрый поп; Как поп работницу нанимал; Мужик и поп) и т.п. Положительный персонаж бытовой сказки, равно как и волшебной (авантюрной) всегда остается победителем в описываемых в сказке обстоятельствах, и в очередной раз доказывает всем известное утверждение-поговорку, что голь на выдумку хитра.    

Бытовые сказки  делятся на два разряда: к первому принадлежат сказки, в которых есть следы мифических или вообще древних воззрений; ко второму относятся сказки, в которых есть следы христианских воззрений и которые по своему происхождению относятся к более поздней эпохе. Бытовые сказки включают в себя следующие темы: брак близких родных, падчерица и мачеха, младший брат и старшие братья, о правде и кривде, и т.д.Сказки со следами мифических представлений это те, в которых изображается борьба светлого божества с темными, иначе говоря, смена времен года, дня и ночи с анимистической точки зрения.В некоторых сказках этого разряда прямо идет речь о силах природы, так как они называются собственными именами. В сказке об Иване Белом Ветер, Дождь и Гром женятся на трех сестрах-царевнах; брата их царевича они учат разным мудростям: Гром учит его грохотать, Дождь - лить потоки и топить города и села, Ветер - дуть; в сказке о Федоре Тугарине рассказывается о том, как Ветер, Дождь и Гром сватаются за красавиц и уносят их с собой. В других сказках герои и героини изображаются с солнцем, месяцем или звездами на голове, лице и на лбу: это указывает на связь этих образов с небесными светилами.Но обыкновенно в сказках с мифическим содержанием борьба светлого божества с темными изображается при помощи фантастических образов. Замирание природы осенью и зимой представляется в образе похищения красавицы какими-нибудь чудовищами, драконами, или в образе усыпления, окамениния, околдования красавицы. Туманы и тучи, закрывающие солнце и препятствующие его благотворному воздействию на земную красавицу-природу, олицетворяются в образе Змея; стужа и холод представлены в образах Мороза или, чаще, Кащея-бессмертного, а зима, заставляющая всю природу окостенеть, в образе Бабы-яги костяной ноги. Герои этих сказок ставят себе целью возвращение похищенных красавиц или их оживление, если они окаменели, уснули и т.д., т.е. оживление природы. Эта цель достигается при помощи особых диковинных предметов или существ: так, в сказках упоминаются такие предметы, как золотые яблоки, конь златогривый, олень-золотые рога, свинка-золотая щетинка, жар-птица, которые, по-видимому, намекают на золотые лучи солнца; другой разряд диковинок, упоминаемые в сказках, как, напр., сапоги-скороходы, ковер-самолет, вероятно, означает ветер или быстро несущиеся тучи; мертвая и живая вода, оживляющая мертвых, - это роса, весенние и летние дожди, оживляющие природу; скатерть-самобранка - это образ обилия, наступающего в природе весной и летом.

     В сказках с мифическим содержанием главными представителями темных сил являются: 1) Баба-яга и 2) Кащей-бессметртный.

      Баба-яга изображается в наших сказках двояко: или как злое существо, как людоедка, или, чаще, как помощница герою.

      Баба-яга костяная нога живет на севере среди свирепых морозов; она смугла, глаза ее, как уголья; когда она несется, земля трясется; едет она на железной ступе, которую она погоняет железным толкачем, помелом след заметает. Охотника Баба-яга превращает в камень. Она живет в лесу или в избушке на курьей ножке, причем избушка может по слову героя поворачиваться к лесу задом, а к нему передом; или она живет в тереме, огороженном тыном, с воткнутыми на нем человеческими головами; вместо дверей у ворот - ноги человеческие, вместо запоров - руки, вместо замков - рот с острыми зубами: это - женихи, сватавшиеся за дочерей Бабы-яги и павшие жертвой ее людоедства. У себя Баба-яга или лежит или прядет шерсть; она владеет ветрами и чудными конями.

      Баба-яга - вещая ведьма: она знает прошедшее и будущее, она обладает способностью производить чары. Она знает, где скрыты красавицы, которых ищут герои сказок, как достать те диковинки, которые им нужны. Во многих сказках она дает герою советы и прямо помогает ему. Баба-яга дает герою клубочек, который может докатиться, если его бросить, до того места, которое герою нужно; иногда, при помощи этого клубочка, можно спастись от преследования врага: если его бросить, он превращается в огромную гору, мешающую врагу догнать героя. Кроме клубка Баба-яга иногда снабжает героя полотенцем, гребнем и щеткой; если по дороге бросить полотенце, то образуется быстрая, глубокая река; гребень может превратиться в непроходимый дремучий лес, щетка - в огненную реку. Иногда эти предметы служат герою для защиты от самой Бабы-яги.

     Образ Бабы-яги встречается и в сказках других народов: у тюрков ей соответствует Шамус-баба, у литовцев - Лаума. Шамус-баба представляется с веревкой из сухих жил, с железным молотком и железными клещами; Лаума ездит в железной тележке с проволочным кнутом. Обе эти старухи изображены людоедками: из трех героев сказки двух она съедает, причем из их спин она вырезывает себе ремни.

     Кащей-бессмертный - образ чудовища, похищающего красавицу. Герой сказки пытается освободить ее и часто гибнет. Иногда с помощью самой красавицы герою удается узнать, как можно погубить Кащея-бессмертного; оказывается, на море-океане находится остров, на острове растет дуб, под дубом зарыт сундук, в сундуке находится заяц, в зайце - утка, в утке - яйцо, а в яйце заключается смерть Кащея. Герой добывает яйцо, приходит к Кащею, ударяет его яйцом в лоб, и Кащей умирает. Яйцо, как символ жизни, играет важную роль у тюрко-финских народов. Так, у чуваш, когда умирает человек, разбивают сырое куриное яйцо. По-видимому, образ яйца, в котором заключается душа Кащея, а затем и само имя Кащей навеяны отношениями русских к племенам тюрко-монгольским.

     Сюжет, связанный с образом Кащея-бессмертного, - один из древнейших. В египетской сказке о двух братьях, Анупу и Битью, записанной за 14 веков до Р.Х. для сына фараона Менефта, рассказывается, что сердце Битью было скрыто в цветке акации. Такой же мотив разрабатывается в сказках индийских, кавказских, немецких, норвежских, зулусских, и т.д.

     Из сюжетов, разработанных сказками с мифическим содержанием, наиболее интересны следующие: 1) борьба со змеем, 2) превращение людей: царевна-Лягушка, сестра Аленушка и братец Иванушка, и т.д., 3) выполнение трудных задач: герои должны добыть красавиц, чудесные предметы, построить в одну ночь дворцы и сады и т.д. В этом им помогают жена, мать, девушка фразой "утро вечера мудрее: ложись спать, - все будет исполнено".

Заключение

Таким образом, читая сказки, мы развиваем свой внутренний мир ,учимся упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Сказка развивают творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие.

Я провёл опрос учащихся нашей школы по следующим вопросам:

- Любите ли вы сказки?

- Читаете ли вы сказки?

- Делаете ли вы иллюстрации, поделки по прочитанным сказкам?

Итоги таковы:

Классы

Вопрос

Ответили «Да»

Вопрос

Ответили «Да»

Вопрос

Ответили «Да»

1-4

1

100 %

2

100 %

3

70 %

5-8

1

100 %

2

91%

3

34%

9-11

1

100 %

2

75 %

3

 8%

 

Хоть интерес к сказкам и ослабевает с годами, но я думаю, что в душе каждый в той или иной ситуации сравнивает себя со сказочными персонажами, надеется на чудо.

 

 

 

 

                                      

 

Категория: Исследовательские работы | Добавил: Natali
Просмотров: 10941 | Загрузок: 380 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Воскресенье, 05.05.2024, 10:58
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Форма входа
Категории раздела
Исследовательские работы [2]
Тропинками творчества [2]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 108
Друзья сайта
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024