Оборудование: проектор, компьютер, презентация,выход в интернет к образовательным ресурсам
по адресу :
Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля
http://vidahl.agava.ru
Яндекс.Словари
http://slovari.yandex.ru
Ход урока
На экранетема урока: "Как написать письмо?”. (Слайд 1)
Эпиграф к уроку:
"Всякое письмо, кем бы оно написано не было,
изображает нравственный облик пишущего, умственное мерило его образования и
знания, так сказать, светской формалистики”. (Сазонов, Бельский. Полный письмовник.)
(Слайд 2)
Ход урока
1.Организационный
момент- приветствие
учашихся, сообщение целей и задач урока
2. Объяснение нового материала учителем.
В жизни часто возникает необходимость обратиться
к кому-либо с посланием, т.е. написать письмо. Существуют правила написания
письма. Эпистолярная литература. Обратимся к словарям в сети интернет и
почитаем, что же такое эпистолярная литература.
Эпистолярная литература (от греческого epistole
– послание, письмо); переписка, изначально задуманная или позднее осмысленная
как художественная или публицистическая проза, предполагающая широкий круг
читателей. Такая переписка легко теряет двусторонний характер, превращаясь в
серию писем к условному или номинальному адресату. Однако именно ориентация на
адресата, пусть воображаемого, составляет важный опознавательный признак
эпистолярной литературы, отличающий её от записок и дневника.
- Как же давно начали писать письма? Обратимся к
истории.
- В античности уже сочинялись письма. Известны
письма Эпикура и Цицерона.
Естественная для писем дидактическая тенденция
становится основной функцией в посланиях апостолов и "отцов церкви” (Киприана,
Августина и др.)
В средние века в Европе межмонастырская
переписка была средством публичной богословской полемики. Образцом русской
средневековой публицистики служит переписка Ивана 4 с кн. Курбским и письма
протопопа Аввакума.
В XVII-XVIII вв. форма эпистолярной литературы
используется как способ придания непосредственности интеллектуальному общению.
("Письма провинциала” Б. Паскаля, переписка Вольтера, "Письма к сыну” Ф.
Честерфилда). Известны очерково-документальные "Письма русского
путешественника” Н.М. Карамзина и письма из Франции Д.И. Фонвизина П.И. Панину.
Опыт и форма эпистолярной литературы использованы в художественной повести
"Бедные люди” Ф.М. Достоевского.
В XX веке сохраняется многообразие видов
эпистолярной литературы ("Опавшие листья” В. Розанова, "Неизвестный друг” И.А.
Бунина и др.).
3. Представьте, что вы получили письмо. Вам интересно его
содержание. Но ваш взгляд всё равно остановится на листе. Вы увидите красоту
и четкость почерка, порядок в расположении абзацев, аккуратность оформления,
качество бумаги и многие другие "мелочи” внешнего оформления письма. Значит пишущий
проявил вежливость к читающему. Или же наоборот, в глаза адресату бросится
обилие помарок, опечаток или исправлений, отсутствие формул вежливости, даты,
подписи, некрасивое расположение текста (с очень большими полями или вообще без
полей), отсутствие абзацев и т.д.
И вот перед глазами читающего встает образ
пишущего. Заметьте, уже почти сформированный образ, когда ещё не прочитано ни
строки, когда не осмыслено содержание письма.
Вывод напрашивается сам собой: аккуратно оформленное
письмо производит впечатление о пишущем как о культурном, организованном
человеке. Так что мудрая пословица "по одежке встречают, по уму провожают”
абсолютно права. Ведь "встретив по одежке”, читающий уже формирует своё
отношение к корреспонденту своего рода предвзятость, на основе которой и будет
формироваться отношение к содержанию письма. В ваших интересах, чтобы форма
письма помогла, или, по крайней мере, не помешала произвести благоприятное
впечатление на вашего корреспондента. Во многих странах искусство оформления
писем доведено почти до совершенства.
Правила оформления: (Слайд 3)
1. Слева, справа, сверху и снизу должны быть
оставлены поля (разумеется, не превышающие разумные пределы).
2. Письмо может быть написано от руки или
напечатано (напечатанные теряют в "личности”).
Необходимо помнить: не принято печатать
письма-соболезнования, письма-благодарности за приглашение на семейный
праздник, письма-поздравления, т.е. все письма, посвященные событиям в личной
жизни корреспондента.
3. Писать следует разборчиво, без ошибок (
грамматических, орфографических, пунктуационных или стилистических).
4. Не пользуйтесь ластиком – это не принято в
современном письменном этикете.
5. Логически законченные части письма необходимо
оформлять в абзацы. Соблюдать расстояние между строчками и абзацами.
Оформление конверта. (Слайд 4)
Адрес отправителя пишется в левом верхнем углу.
Адрес получателя помещается в нижнем правом
углу.
Следует начинать не с "куда”, а с
"кому”.
Композиция (построение) письма:(Слайд 5)
1.Обращение.
2.Текст
письма.
3.Заключительные
формулы вежливости.
4.Подпись
отправителя.
5.Дата.
Обращение пишется с новой строки, включает в себя имя
получателя или его фамилию. (После обращения ставится восклицательный знак или
точка. А если письмо за границу, то запятая или двоеточие).
Текст письма начинается с красной строки и
естественно с заглавной буквы. После текста письма идет заключительная
формула вежливости, подпись и дата.
Заключительную формулу вежливости и подпись
лучше написать справа, внизу.
Дату не следует обозначать цифрами (12.4.2005).
Дело в том, что в США первая цифра обозначает месяц, а в Англии первая цифра
обозначает число. Следует написать 12 апреля 2005г.
Заключительная формула вежливости (так же, как и
обращение) зависит от того, в каких отношениях вы находитесь с адресатом. Здесь
могут быть два варианта.
Первый – вы пишете другу или родственнику,
хорошему знакомому. В этом случае можно закончить письмо следующим образом:
- Искренне твой (ваш).
- Преданный тебе (вам).
- Твой (Ваш).
- Твой искренний друг.
- Любящий тебя.
- Твой любящий сын.
- Целую.
Второй. Недостаточно хорошо знакомым людям или
официальным лицам обычно пишут:
- Искренне ваш.
- С почтением.
- С уважением.
4. Заключительный этап урока
- подведение итогов урока
Вывод: Мы рассмотрели структуру и содержание
всех частей письма. Но написание письма – это творческий процесс. Он не
задан какими-то жесткими правилами, тем не менее соблюдение правил написания
письма поможет вам успешнее и эффективнее вести переписку
-домашнее заданиеНаписатьписьмодругу, родственникам (Задание для учащихся,
обучающихсяна «3» и «4»)
Написать письмо ветерану(Задание для учащихся, обучающихсяна «4» и «5»)