рассчитана на 34 часа для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ.
Цель курса:
обобщить полученные знания по орфографии
за курс 5-8классов, закрепить навыки грамотного письма, активизировать
внимание учащихся к собственной письменной речи, преодолеть психологические
трудности по отношению к языку.
Факультативный курс
предпрофильной подготовки учащихся 9-ых классов посвящён одной из важных задач
филологического образования в школе – формированию навыков грамотного письма.
В данном курсе приводятся
в систему все знания, полученные учащимисяпри изучении орфографии (5-7 кл).
Часы на изучение русского
языка к 9 классу резко сокращаются, и темы, связанные с орфографией
присутствуют на уроках русского языка только в виде повторения, что приводит к
тому, что учащиесяприходят к выпускным
экзаменам недостаточно подготовленными в области орфографии.
К сожалению, в основной
школе материал по данному направлению работы (изучение орфограмм) находится в
программах по русскому языку 1-7 классов. Эти важные знания, умения и навыки
необходимы учащимся при подготовке к выпускным экзаменам, особенно при подготовке
к единому государственному экзамену.
Курс ориентирован на
предпрофильную подготовку по русскому языку, на то, чтобы учащиеся получили
практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и
навыками, которые позволят школьникам успешно осваивать программу старшей
профильной школы и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов. Он
является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность проверить свои
способности в этой области.
Вопросы, рассматриваемые
в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по
русскому языку. Поэтому данныйфакультативный курс будет способствовать совершенствованию и развитию
важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся
оценить свои возможности по русскому языку и более осознанно выбрать профиль
дальнейшего обучения.
Требования к уровню освоения содержания курса
На занятиях
факультативного курса «Улучшим грамотность» предпочтительны формы работы,
расширяющие классно-урочную систему:практикумы, семинары, занятия с использованием обучающих компьютерных
программ и др.
В технологии проведения занятий присутствуют следующие
этапы:
1. справочно-ознакомительный
( лекция учителя, составление таблиц, памяток, работа
с литературой)
2. тренировочный (тестовые задания)
3. контролирующий (диктанты, тесты)
Содержание обучения
1.Опознавательные
признаки орфограмм. Части речи в русском языке.
Цель: расширить и
углубить понятия об орфограммах и нахождении их в словах разных частей речи.
2.Орфограммы в корнях:
- гласные, проверяемые ударением;
- гласные, непроверяемые ударением;
- чередующиеся гласные;
- правописание согласных в корне;
- О, Ё после шипящих в корне.
Цель: отработать
умения «видеть» орфограмму в корне и объяснять её написание. Формировать умения
дифференцировать орфограмму корней, обогащать словарный запас слов.
3.Правописание
приставок:
- не изменяющиеся на письме приставки
(морфологический принцип орфографии)
В качестве обучающих пособий предлагаются
не только традиционные учебники, сборники упражнений по формированию навыков
правописания, но и книги по занимательнойлингвистике:
Шанский Н.М. Русский
язык на «отлично». Ростов н/Д, 1998.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова.М,
2001.
Успенскийй Л. В. Слово
о словах. Ты и твое имя.М, «Детская
литература». 1962.
Львова С. И. Этимология
наслужбе орфографии.М, 2002.
Львова С.И. Там, где
кончается слово... (О слитных, дефисных и раздельных написаниях).М., 1998.
Граник Г. Г., Бондаренко, Концевая Л.А. Секреты орфографии.М., 1996.
Пахнова Т.М.
Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку. 9-11 классы.
Москва, «Просвещение», 1997.
В качестве обучающего пособия для занятий по темам данного элективного
курсапредлагается компьютерная
программа – программно-методический комплекс для формирования навыков
орфографической грамотности «Семейный наставник»
Электронный
репетитор-тренажёр. Курс русского языка (Базовый). Автор- Беляев М.И. Компания
Медиа Хауз, 2001.
Литература для учителя
Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные
материалы. М., «Просвещение», 1987.
Скобликова Г.П. Обобщающая
работа по орфографии.М., 2001.
Волгина Н. С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. М, «Просвещение», 1993.
Иванова В.Ф. Трудные
вопросы орфографии.М., 1982.
Богданова
Г.А., Кириченко Г.И. Материалы для подготовки к экзаменам по русскому языку. 9
класс. Пособие для учащихся. М., «Мнемозина», 1997.
Хлебникова
А.В., Плотникова Е.Ф. Сборник текстов для закрепления навыков правописания.
Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1976.
Штильман С.Л Как избавиться
от безграмотности. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №1,
с.41-49; 2002. №2, с.21-27; 2003. №2, с.17-26; 2003. №3, с. 25-36.
Гусарова И.В. Тренинг
грамотного письма. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №1, с.
50-54.
Сорокина Н.Г., Юрьева М.Г.
Русский язык. Экспресс-курс практической грамотности. // Русский язык и
литература для школьников. 2002. №2, с. 28-37; 2003. №1, с. 14-26.
Вишневская Л.Л., Старикова
И.В. Схемы и таблицы по орфографии и пунктуации. // Русский язык и литература для
школьников. 2003. №2, с. 27-32; 2003. №3, с. 37-40.
Бондаренко С.М., Борисенко
Н.А. Масло масляное, или сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН. // Русский язык и
литература для школьников. 2003. №3, с. 21-25.
Бондаренко С.М., Борисенко
Н.А. Ваши старые знакомые: ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ. // Русский язык и литература
для школьников. 2003. №4, с. 27-31.
http://loveepicentre.com/ - http://loveepicentre.com/uploades/photos/4.jpg dating consent in mexico http://loveepicentre.com/ - matchmaker dating married dating new orleans alternative lifestyle dating in las vegas http://loveepicentre.com/testimonials.php - meaning of dating free mature dating uk online activities dating http://loveepicentre.com/articles.php - quotes on dating interracially wow online dating